Основная образовательная программа начального общего образования МОУ СШ № 100 (ООП НОО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне начального общего образования.
Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» и на комплексное решение следующих задач:
- формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся;
- формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;
- развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;
- становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;
- гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;
- воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;
- укрепление физического и духовного здоровья учащихся.
Организация образовательного процесса в начальной школе опирается на систему учебных предметов, которые объединены в ряд предметных областей: филологию; математику и информатику; обществознание и естествознание (окружающий мир); основы духовно- нравственной культуры народов России; искусство; технологию; физическую культуру и ориентирует педагогов начальной школы на достижение результатов обучающимися: личностных, метапредметных (УУД), предметных. Поэтому одновременно с традиционными задачами формирования базовых знаний, умений и навыков, приоритетными становятся направления:
- формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения;
- установление межпредметных связей, которые способствуют интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся;
- приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной;
- деятельностное, практическое содержание образования, конкретные способы деятельности, применение приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
ООП НОО МОУ СШ № 100 в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО, систему оценки достижения планируемых результатов ООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования УУД у обучающихся на ступени НОО; программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности; программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся ступени НОО; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы.
Организационный раздел определяет общие рамки организации учебного процесса, а также механизмы реализации ООП НОО. Организационный раздел включает: учебный план НОО; план внеурочной деятельности; систему условий реализации ООП в соответствии с условиями стандарта.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;
- опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: технологию формирования правильной читательской деятельности (технологию осознанного чтения), проблемно-диалогическую технологию, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Основная образовательная программа начального общего образования (скачать)